|
|
Президент «ТНК-ВР-Украина»: «Украине не грозит дефицит топлива» Александр Городецкий, президент ООО «ТНК-ВР Украина» - о ситуации на рынке топлива: Котировки нефти на биржах ставят все новые и новые рекорды. Это неизбежно отобразится на мировых ценах на нефтепродукты и, как результат, на цене топлива в Украине. Нужно понимать, что после снятия импортных барьеров все процессы ценообразования внутри страны четко коррелируются с теми процессами, которые происходят за ее пределами. Причины роста Во-первых, стоимость нефти, которую покупают отечественные НПЗ в России для переработки, определяется исходя из мировых котировок Brent и Urals. Во-вторых, стоимость импортного топлива, которое играет на нашем рынке значительную роль и непосредственно формирует крупнооптовую цену, базируется на котировках Platts. Дороговизна нефтяного сырья в мире дает все основания предположить удорожание и нефти, и нефтепродуктов в Украине. И это не прихоть внутреннего производителя: хотим мы того или нет, но Украина будет вовлечена в мировые тенденции и ощутит последствия ценовых колебаний. С начала года оптовые цены на нефтепродукты в Украине выросли на 15%. При этом цены на стелах АЗС сдвинулись всего на 1%. Это результат того запаса прочности, который сформировался у владельцев АЗС благодаря низким оптовым и стабильным розничным ценам в предыдущий период. По некоторым видам нефтепродуктов маржа в рознице зашкаливала за $200. Но в последние дни, по мере сокращения маржи, розница также начала реагировать на удорожание крупнооптовых партий топлива. Сегодня в Украине нет дефицита — сформированы запасы нефтепродуктов, и на рынок постоянно поступает импорт, объемы которого дальше будут только увеличиваться. Следует признать, что такого стабилизирующего фактора, как товарные остатки, хватит до конца апреля. По мере вымывания более дешевых запасов, цена на НПЗ и АЗС будет зависеть от того, сколько будет стоить для Украины российская нефть и импортные нефтепродукты, а также от того, насколько высокую маржу захотят сохранить владельцы розничных сетей. Рынок отрегулирует На данный момент есть предпосылки говорить об удорожании нефтяного сырья и продуктах его переработки в среднесрочной перспективе. В какие ценовые значения это выльется на стелах украинских АЗС, точно сказать нельзя. В любом случае цена на внутреннем рынке будет объективной: импорт не допустит спекуляций и необоснованного завышения цен со стороны местных производителей. Все, что в данный момент происходит в Украине, носит рыночный характер. Стране не удастся отмежеваться от окружающего мира. Нам не угрожает дефицит ресурса — топлива в стране достаточно, и это главное. Важно не раскачивать ситуацию внешними силовыми вмешательствами. Пока все процессы на рынке понятны и прозрачны. Но если будут задействованы регуляторные рычаги, это может привести к внезапному дисбалансу спроса/предложения и резким спекулятивным скачкам цен. Я вижу в этом основную опасность. Определение нефтетрейдера Существует мнение, что нефтетрейдеры пользуются ситуацией и требуют льгот. Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сначала определиться с тем, кого мы подразумеваем под нефтетрейдерами. С мая прошлого года, после отмены импортных пошлин на нефтепродукты, ситуация кардинально изменилась. Если раньше основными игроками на оптовом рынке нефтепродуктов были отечественные заводы, то теперь количество его участников выросло в десятки раз. Компании, поставляющие импортное топливо, и так пользуются льготами, а вот украинские НПЗ начали сворачивать объемы производства и закрываться на модернизацию, чтобы не генерировать убытки. Заводы не могут идти на снижение прибыли, потому что ее у них просто нет! Лисичанский завод с начала года балансирует на грани рентабельности и работает ниже технологического минимума. Снижена переработка в Кременчуге, Одесский и Херсонский НПЗ закрылись на долгосрочные ремонты. Западноукраинские НПЗ работают непостоянно и только за счет дотаций со стороны «Укрнафты». Как я уже говорил, основная прибыль в отрасли в последнее время генерировалась в розничном секторе. Но с повышением оптовых цен она стремительно сокращается. Так что «жировой прослойки» у отечественных трейдеров нет, а нужно ли давать дополнительные льготы импортерам, загоняя в угол собственного производителя — большой вопрос. Проблема технического отставания украинских НПЗ возникла не сегодня, а накапливалась годами. И в один день ее, естественно, решить невозможно. Но стимулировать поиск решений можно и нужно. Нефтяники подали свои предложения в правительство, и они нашли отражение в последнем указе президента. Если он будет подкреплен конкретными решениями Кабмина и законами, отрасль начнет развиваться и не будет требовать льгот или дотаций, а, наоборот, станет стабильным каналом генерирования доходов для государственной казны.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|