![]() |
|
|
ИНОЙ РАКУРС Такая простая штука – люди
В один из областных центров Украины ему пришлось выехать по крайне неотложному делу. Поделился впечатлениями от увиденного: да, звучит украинская речь, цены ниже, чем в «дыре», пиво тоже дешевле… все такое. Но что более всего его поразило – это количество людей на улицах: «Как же много людей! Я совсем отвык от такого… Просто теряешься, кажется, что все толпами ходят»… Для кого-то эта реакция покажется странной: ведь из удаленного от «дыры» доступа может показаться, что уличная жизнь там кипит, только и делают, что бесконечно и массово что-то отмечают и хороводы водят – на площадях, стадионах, парках. И все такие довольные и радостные:
(Донецк, ул. Артема, первая годовщина «дня республики») Вместе с тем, тут, в Киеве, ты уже столько раз видел фото пустых центральных улиц Донецка, столько записей изъезженных дорог и знакомых кварталов с видеорегистраторов прокрутил у себя на компьютере… И, конечно же, отдавая себе отчет, что многое, если не все, зависит от времени съемки, от ракурса, от «творческого» замысла и даже от «постановки». И тем не менее...
(Донецк, Ворошиловский район, 26 мая 2017 г., фото «Новости Донбасса») Да, вроде бы представлял, что пустовато как-то в одном из крупнейших мегаполисов Украины и в будни, и выходные, - если, конечно, нет митингов, парадов, бесплатных концертов выпавших в тираж российских «попс»-исполнителей и траурных собраний в «театре оперы и похорон» выдающихся подонков.
(Донецк, Ворошиловский район, бульвар Шевченко, 6 мая 2017 года, на заднем плане – здание бывшей Донецкой облгосадминистрации, фото «Новости Донбасса») При том, что центр города вылизан до блеска плаца перед казармой, а беспощадные «укропы» почему-то так и не превратили центр Донецка в центр Грозного, и отдаленная канонада никого уже в Ворошиловском районе не пугает: это ж не всегда «прилеты», ведь и «ополченцы» доблестные «минусуют» по Авдеевке, Пескам, Марьинке, Красногоровке – несут свет «русского мира» жителям освобожденных украинскими военными населенных пунктов, прилегающих к Донецку. Без «ответки» («плюсов») тоже не обходится, но это где-то на окраинах растянутого (особенно с запада на восток) города, собранного из отдельных шахтных поселков, ставших удаленными от «города» районами. В любом случае, все это за «линией разграничения», так что сразу и не разберешь, где там народ гуляет, что у людей на душе. А с теми «оттуда», с кем можно на эту тему поговорить, – с ними это все уже не раз обговорено. А вот выбрался человек раз за три года из «дыры», взглянул под иным ракурсом на уже ставшую ему привычной, точнее - примелькавшуюся (привыкнуть к этому фестивалю злобы, низости и безумия могут лишь те, кто его организовал, давно привык к повседневной вони «русского мира» и мирный Донецк не застал, а уничтожил) жизнедеятельность «молодой республики», - и откровенно ошалел от такой простой штуки, как люди... Но еще важнее иное: речь вовсе не о том, что Донецк настолько обезлюдел. И даже не о том, что обитателям города на работу спешить некуда, что часть магазинов закрыта или просто денег впритык, или комендантский режим и прочие дисциплинарные строгости мешают. Люди в городе есть, это факт. Но все знакомые дончане и нынешние киевские, харьковские, краматорские и т.д. «донецкие», которым приходится регулярно или от случая к случаю пересекать «линию разграничения» с той и противоположной стороны, неизменно в последнее время отмечают одно: людям просто не хочется показываться на свет, выбираться из своих квартир без крайней нужды. Кому-то - просто противно, невыносимо это все видеть: «Понимаешь, даже само мое появление на улице – это уже шаг к признанию их порядков. Потому и стараюсь не мелькать лишний раз», - довелось когда-то услышать. Другие - не испытывают нужды в общении. Спорить - как бы не о чем, или не с кем, да и опасно. Радоваться – за идиота сочтут. А просто поговорить... а о чем? Разве что позлорадствовать, глядя, как твои безумные соседи, некоторые знакомые и отдельные коллеги, все эти бабки и тетки, которые сломя свою пустую голову ломанулись на «референдум» три года назад, теперь сетуют на то, что чего-то нет, а что-то дорого? – так они всю свою жизнь провели в подобной неизбывной скорби и беспредметной злобе, свидетели «оттепели», «шестидесятники»… Но даже этим «процентам» все же комфортнее оставаться дома – при включенном телевизоре или варясь в тусовке проверенных единоверцев в соцсетях, на сеансах коллективной психотерапии… Один из родоначальников донецкого сепаратизма, большевик Сергеев (позывной «Артем») прославился фразой: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо», - которая украшает его памятник в освобожденном от оккупантов Святогорске.
Как напоминают даты его жизни, выбитые тут же, до полного триумфа «организаторов масс» «Артем» не дожил. А те, кто дожил или успел застать империю «организованных масс», тот знает: «советский человек» (чьим грубым и зримым воплощением десятилетиями являлись многие представители усердно культивируемого «подвида» «человек донецкий», с акцентом на «гегемонов» - тружеников угля) именно в виде «организованной массы» и выглядел относительно прилично. Отсюда и все эти парады, демонстрации, торжественные собрания и «слёты передовиков», отсюда сектора и отделы «организационно-массовой работы», отсюда же беззаботные лица шагающих в «первомайских колоннах» - но только до момента прохождения трибуны с «лучшими людьми»: после того, как они и памятник Ленину оставались пройденным этапом, советские люди мигом сбрасывали с себя личину.
(фото Владимира Соколаева) И «народ Донбасса» отнюдь не был приятным исключением из этой двуличной массы, вопреки лелеяному до сих пор мифу о какой-то его неслыханной «прямоте», его стремлении всегда и везде «говорить открыто»… Видели, слышали и «голос Донбасса», и «гудок» Донбасса, спасибо. Хотя даже при суровом «совке» особая печать угрюмости на лицах обитателей Донбасса поражала некоторых гостей даже из Москвы - население которой другие граждане СССР неизменно считали надменным, зажравшимся и хамским. Взятый же сам по себе «человек советский» - вне повседневных «общественных связей», превращенных коммунистами в оковы, - выглядел, мягко говоря, так себе: унылое, вечно озабоченное мелочными проблемами и нередко озлобленное похмельным синдромом и «дефицитом» существо – но с неизменной (и опять-таки - усиленно культивируемой) претензией на «нового», идеального человека-работягу, воплощение надежд и чаяний всего человечества, особенно угнетаемого на Западе.
(фото В. Соколаева) Не случайно, что и до сих пор воспринимаются почти как свежий взгляд (хотя многими – как «навет и искажение») настоящие документальные фото советского периода – особенно на фоне царящей в стране-«преемнице СССР» лакировки советской действительности, преподносимой как удовлетворение возросших потребности постсоветских людей в ностальгии по утраченному райскому саду площадью в 1/6 земной суши и былому величию.
(фото В. Соколаева) «Перестройка» всего этого мрака началась и прошла почти под непрерывные сообщения СМИ, что люди на Западе, оказываются, улыбаются на улицах. Позже многие советские выбрались за пределы «соцлагеря» и сами в том убедились. Позже, правда, идеологи «русского мира» объяснили, в чем тут секрет: мол, улыбки на улицах царства наживы – от неискренности, тупости и бездуховности. Российская агрессия на Донбассе, представляемая ее идеологами как попытка возродить в XXI веке «все лучшее», что было с 1917 по 1991 год на территории бывшей Российской империи, опирается на опыт тех десятилетий. Если человек, истосковавшийся по нормальному общению, тем не менее избегает общения с себе подобными, - то нужно «железной рукой» направить, доставить его туда, где ему будет лучше, вопреки его капризам и бестолковости, «явка обязательна». А коль скоро ему там лучше, нежели в периметре одиночества, то делается логичный (но порочный) вывод: такие «сейшны» надо устраивать чаще и приучать к ним тех, для кого они еще экзотика - молодежь и детей. Выведите под конвоем из одиночных камер осужденных на долгий срок, соберите их в кучу на тюремном дворе – и им уже веселее будет. А чтобы часом не передушили друг друга, затащите на вышку какого-нибудь полумертвого Кобзона или Петросяна, если нет таких под рукой – то хоть балет покажите в исполнении самодеятельного коллектива шахты им. Засядько. Увидите, лица собравшихся приобретут более светлый оттенок, многие даже подпевать будут… Как обронил когда-то поэт Блок, «в толпе всё кто-нибудь поет»… Но это ничего не означает. По окончании очередной «акции единения» ее участники с еще большей охотой устремятся в обжитые укрытия и уже дома зарекутся, что больше на подобные мероприятия ни ногой, и о своем возмущении («опять студентов под расписку согнали! опять бюджетников навезли!.. За что боролись!!») расскажут в сети своим единомышленникам, а те их успокоят рассказами о «распятых укропами мальчиках» или новостью о соли как средстве платежа обнищавших украинских пассажиров… Но через неделю даже с некоторой радостью узнают, что «в 10.00 сбор у главного корпуса, в 11.00 будут поданы автобусы до Донецка, в 18.00 – выезд из Донецка». И с особым облегчением узнают, что отказаться от участия в мероприятии нельзя.
|
|
Производство стендов по охране труда. Дешево, оперативно. Разработка rpk-giraf.ru Производство измерительных приборов. Электроизмерительные приборы satec-global.ru | |
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку ![]() |
|