|
|
БЫВАЛЬЩИНА Об исключениях в стране парадоксов Такое может быть только в Украине: предприниматели несколько лет подряд уговаривают государство начать регулировать их деятельность, а государство как-то вяло отнекивается, периодически хмуря брови насчет того, а не запретить ли на всякий случай их бизнес вообще, раз уж не получается его тихо игнорировать. Именно такая парадоксальная ситуация сложилась за последние годы на рынке администрирования покупок в группах. Однако несколько дней назад произошло событие, которое дает надежду на то, что Украина – не только страна грустных парадоксов, но и место, где хотя бы периодически принимаются разумные решения. Речь идет о том, что в конце октября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2420, которым предлагается внести поправки в Закон Украины «О финансовых услугах и регулировании рынка финансовых услуг». Проект изменений расширяет перечень финансовых услуг, за счет включения в их число администрирования покупок в группах. По мнению разработчиков законопроекта, народных депутатов Украины В. Цушко и С. Чукмасова, такое решение позволит «устранить пробелы в законодательстве…, и защитит тем самым права потребителей финансовых услуг Украины». С такой оценкой, в принципе, согласны как ведущие участники рынка, так и большинство экспертов. На чем же основано такое редкое в наших условиях единодушие, тем более оптимистического характера? Начнем с того, что администрирование приобретения товаров в группах — деятельность деликатная. Как и всякая деятельность, связанная с деньгами и доверием. Именно поэтому участники рынка достаточно чутко реагируют на малейшие законодательные и регуляторные изменения. Однако с их точки зрения как раз в силу названных причин любая вменяемая регуляторная политика лучше, чем законодательный вакуум. Как справедливо отмечено в пояснительной записке к законопроекту, «с момента создания систем покупок в группах в Украине … деятельность их администраторов регулируется общими положениями гражданского законодательства… Отсутствие специального регулирования данной деятельности в Украине создает ситуацию правовой неопределенности как для администраторов покупок в группах, так и для их участников». С другой стороны, нельзя не согласиться и с партнером АО «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры» Александром Хоменко, который акцентирует внимание на важности принятия именно сбалансированных решений: «Учитывая распространение и развитие систем приобретения товаров в группах, … государственный контроль за деятельностью администраторов становится все более необходимым. Однако такое регулирование не должно искусственно менять существующую природу и характер правовых отношений, так как это может повлечь негативные последствия для лиц, успешно и правомерно осуществляющих администрирование приобретения в группах на Украине уже в течение нескольких лет». По логике вещей, обсуждаемый проект отражает эволюцию взглядов законодателя, поскольку месяцем ранее практически за тем же авторством (депутат В. Цушко) в ВР уже был зарегистрирован законопроект на аналогичную тему. И в пояснительной записке к законопроекту № 2420 мы находим исчерпывающее объяснение такой эволюции. Там вполне разумно отмечается, что «учитывая распространение, которое уже получила система в Украине, сложившуюся ситуацию уже невозможно разрешить путем нормативного запрета деятельности администраторов покупок в группах или ее приостановки на неопределенный срок. В глобальном смысле это будет означать, что система приобретения товаров в группах, которая в настоящий момент является реальной альтернативой банковскому кредиту или покупке товаров в рассрочку, не будет представлена на рынке. Слои населения с невысоким уровнем дохода, не имеющие возможности получить кредит на приобретение дорогих товаров, например, автомобилей, утратят реальную возможность удовлетворить свои потребности. Таким образом, запрет такой деятельности может привести к значительным негативным последствиям, в первую очередь, для потребителей этих услуг». В приведенной цитате больше всего радует трезвомыслие авторов, реально оценивающих место и роль систем приобретения товаров в группах на современном потребительском рынке Украины, в конкретных социально-экономических условиях сегодняшнего дня. Отдельно утешает полное отсутствие в тексте неконструктивной и необоснованной истерии в отношении «малопонятного» вида рыночной активности, возникшей снизу, что называется, по инициативе масс. В действительности же, ничего непонятного и загадочного в системах покупок в группах нет. В соответствии со строгими формулировками законопроекта № 2420, «Администрирование покупок в группах – это услуга, которая предоставляется компанией-администратором, и предусматривает привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, их объединение и использование для приобретения товаров этими лицами в группах. При этом приобретением в группах является использование объединенных средств участников группы для приобретения товаров каждому из этих участников за счет периодических платежей участников группы». Если совсем просто – то это покупка дорогих товаров вскладчину поочередно каждому участнику группы, при этом общая касса ежемесячно пополняется за счет взносов всех участников группы, в том числе и тех, кто уже получил товар «авансом». Роль администраторов в такой системе сводится к контролю за движением средств в общей кассе и надзору за справедливым распределением имущества между участниками группы. Несмотря на простоту данного вида деятельности по сути, отечественные регуляторы умудрились запутаться в самом неожиданном месте – в течение нескольких лет они выясняли вопрос страшной теоретической важности: а являетсяли администрирование покупок в группах классической финансовой услугой? Законопроект № 2420 решает этот вопрос скорее в практической плоскости, чем в теоретической. Включение администрирования покупок в группах в перечень финансовых услуг наконец-то позволит создать систему регулирования этого сектора рынка, в чем крайне заинтересованы как фирмы-администраторы, так и их клиенты. Тем более, что законодатели предусмотрели адекватный механизм реализации своих предложений. Закон, в случае позитивного голосования, должен вступить в силу через шесть месяцев после его опубликования. Параллельно в двухмесячный срок после опубликования Уполномоченный орган (Госкомфинуслуг) должен разработать и утвердить лицензионные условия для осуществления деятельности по администрированию покупок в группах. Еще четыре месяца останется у фирм-администраторов для приведения своей деятельности в соответствие с этими лицензионными условиями, и на собственно получение лицензий. Сроки хоть и жесткие, но в целом достаточно реальные. Добросовестные фирмы – справятся, а недобросовестных и не жалко. Другое дело, что закон пока еще не принят. Однако если позитивное голосование все же состоится, то мы, возможно, станем свидетелями крупнейшей в истории бескровной операции по освобождению заложников. Ведь в настоящий момент несколько сотен тысяч клиентов добросовестных администраторов покупок в группах, по сути дела, находятся в заложниках у неповоротливой государственной машины.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|