|
|
ПОРТО-ФРАНКО По заветам Ильичей – порт стал наш, а был «ничей» Когда левая рука не знает о том, что делает рука правая – это, конечно же, не совсем хорошо. Но, по крайней мере, честно до тех пор, пока усилия обеих рук направлены на достижение общих целей. Хотя, с другой стороны, иногда полезно изменить угол зрения и посмотреть на ситуацию со стороны, что называется, свежим взглядом. Дело в том, что чрезмерное увлечение таким «взаимным неведением» в результате может привести к пренеприятнейшим открытиям. Сняв розовые очки и вооружившись критическим пенсне, с удивлением наблюдаешь за тем, как одна из рук беспардонно шарит по карманам. Более того, удивление начинает уступать место негодованию, когда обнаруживается, что эти карманы не чужие, а собственные. В то время, пока отец нового властного семейства на каждом шагу самоотверженно распространяется о чистых руках, вскоре некоторые обыватели, пока что сами этого до конца не осознавая, будут слушать очередные пассажи о своей уникальности, посверкивая босыми пятками. Когда одни представители власти, обеими руками ухватившись за колесо «злочинної приватизації», пытаются повернуть его вспять, иные государственники, пользуясь всеобщей неразберихой и бесконтрольностью, не прочь, так сказать, срубить по легкому. Но не следует забывать, что рано или поздно все тайное становится явным. Наглядный тому пример – «Криворожсталь» и «Никопольский завод ферросплавов». И, судя по всему, это только начало страстного пути. На сегодняшний день существуют серьезные предпосылки для того, чтобы очередной реприватизационный скандал развернулся вокруг еще одного флагмана украинской экономики – «Ильичевского морского торгового порта». Но обо всем по порядку. 22 июня 2005 года между государственным предприятием «Ильичевский морской торговый порт» и неким частным предприятием «Укртрансконтейнер» был подписан договор о совместной деятельности в Ильичевском порту. Администрацией порта и местными властями подписание этого договора комментировалось как блистательный ход по привлечению на предприятие инвестиционных средств. Но в то время, когда для одних это стало сигналом готовить красную ковровую дорожку и хлеб-соль для встречи дорогих гостей, у других появился повод крепко задуматься. А подумать, действительно, было над чем. У людей, в портовых делах искушенных, тотчас возник ряд вопросов, прямых ответов на которые руководство порта попросту избегало. Во-первых, почему подобное решение было принято без учета мнения профсоюзов, в которых состоит около 9 тысяч человек, то есть 90% рабочих всего порта? Во-вторых, привлечение инвестиций должно было состояться путем тендера, принять участие в котором сочла бы привлекательным для себя не одна крупная иностранная фирма. В-третьих, на каком основании предпочтение было отдано именно «Укртрансконтейнеру», а не, к примеру, компании с мировым именем «СMA CGM», которая предлагала наиболее привлекательные условия и которой накануне отказали? Да и вообще, что представляет из себя «Укртрансконтейнер» как инвестор, который собрался прийти в порт «всерьез и надолго»? Ответы на некоторые из вышеупомянутых вопросов обнаруживаются в условиях подписанного сторонами договора. Как явственно следует из этого документа, исключительный интерес для «Укртрансконтейнера» составляет не столько Порт как целостная хозяйственная система, а только Контейнерный Терминал. Объяснимся по этому поводу. Не смотря на то, что на контейнерном терминале работает не более 300 человек, эта составляющая предприятия дает 40% доходов всего порта. То есть, это в своем роде курица, которая несет золотые яйца, за счет которых живет не только порт, но и весь город Ильичевск. К тому же контейнерный терминал – это предприятие, которое, учитывая мировые тенденции в сфере морских грузоперевозок, владеет недюжинным потенциалом развития. Вот под этой то курочкой рябой, от которой Ильичевск получает 50% перечисляемых в бюджет города денег, и хотят поменять кошелку, ни много ни мало, на 30 лет. Таким образом, одним «легким движением руки» начальника порта город Ильичевск из торгового города превращается в сезонный курорт. Теперь становится ясно, почему к процессу переговоров и подписания договора не привлекались профсоюзы. Их руководители сразу же засветили бы эту «филькину грамоту». Да и на вопрос о тендере нашелся свой ответ. Подумайте сами, кому нужен французский или английский инвестор там, где под предлогом инвестирования кроется нечто совсем ему противоположное. Европейцы работают по-иному – честно, без взяток, без откатов. Европейский инвестор не выгоден никому, кроме, конечно же, рабочих порта и жителей города. Но разве их интересы кому-нибудь интересны? Потому в договоре и фигурирует «Укртрансконтейнер», а не та же «CMA CGM» или, к примеру, «Ллойд». Осталось только разобраться в том, что из себя в действительности представляет пришедший инвестор, перед которым и администрация, и мэрия стелятся красным ковром. Об этом, как говорится, история умалчивает. Но все же, руководствуясь той информацией, которую предоставил сам о себе «Укртрансконтейнер», а также разобравшись в подноготной самого договора, можно заключить, что этот якобы инвестор является не более, чем посредником, то есть пустышкой-прокладкой-фуфлом. Определение – на вкус гурманов. Скажите на милость, разве настоящий инвестор будет предусматривать в договоре возможность привлечения к совместной деятельности третьих лиц – «одну из ведущих иностранных компаний, являющуюся глобальным оператором терминалов и/или судоходной линией»? О чем это может свидетельствовать? Только о том, что инвестор не владеет финансами, достаточными для того, чтобы выполнить взятые на себя условия. Действительно, намного легче зарабатывать деньги чужими руками – никакого риска, при хорошей доле. Но изумительнее всего даже не это. Казалось бы, карточный домик подобных «инвестинициатив», поддерживаемых руководством порта, должен был рассыпаться под увесистым взглядом Минтранссвязи и его минситра с ответственным за данное направление заместителем Павлом Рябикиным. Конечно же, Министерство не могло допустить такого грабежа среди белого дня. Но, к удивлению большинства, карточная пирамида не то, что не пошатнулась, но даже окрепла! Как оказалось в последствии, «Укртрансконтейнер» и Минтранс все согласовали, несмотря на то, что «инвестор» так и не предоставил пакета необходимых в таких случаях документов. Каким образом могло Министерство транспорта что-нибудь согласовать без наличия бизнес-плана, оценки материального и финансового положения ЧП «Укртрансконтейнер», документального подтверждения и согласования с Фондом госимущества?.. Никто даже не поинтересовался экономической историей этого частного предприятия и подтверждением наличия у него средств, планируемых к инвестированию. Ну что ж, оказывается и такое бывает. Только вот почему в Украине при так званой новой власти купить морской порт вместе с высококвалифицированными людьми, причалами, перегружателями и многими другими материальными ценностями намного легче, чем, например, зарегистрировать юридическое лицо? Учитывая тот факт, что в марте 2004 года начальником Ильчевского морского торгового порта был назначен уроженец Донецкой области, можно с большой долей вероятности допустить, что эта схема готовилась, так сказать, под приход к власти другого Виктора – совсем не оранжевого и пушистого. Все, кажется, уже было улажено, вот только колесо истории повернуло не в ту сторону. Подвело. Но не так страшен бело-голубой черт, как его рисуют, и через некоторое время сама оранжевая власть продемонстрировала, что она не столь сильна, как кажется. И схема заработала снова. Только уже под иным патронатом. Иначе как можно объяснить полное игнорирование этого вопроса Президентом Украины, Министерством транспорта, ФГИ, к которым неоднократно аппелировали как профсоюзы, так и общественность города. Реакции – никакой. Минтрас даже не снизошел до того, чтобы направить на предприятие какую-нибудь комиссию. Хотя бы для отвода глаз. Складывается впечатление, что в Киеве эта проблема никого не касается. Ее просто нет. А то, что там профсоюзы и общественность с чем-то несогласные – это так, пустяки. Пошумят, да и успокоятся. Не впервой. Но проблема стоит намного серьезнее, чем себе это представляют в столице. Недавнее свидетельство тому, упоминание Александром Зинченко на своей сенсационной пресс-конференции об Ильичевске. Этот небольшой городок с населением около 60 тысяч человек находился в перечне вместе с крупнейшими областными центрами Украины. Цитируем: «Здійснюється неприхований і цинічний тиск на суб'єктів господарської діяльності через загрозу втрати ними частини власності. Підприємці Криму, Одеси, Донецька, Іллічівська, Дніпропетровська, Вінниці, Чернівців - добре знайомий почерк». Да и в откровениях бывшего СБУшника Турчинова Ильичевск всплыл опять. Это о чем-нибудь да говорит? А говорит в первую очередь о том, что новой власти не чужды пороки власти старой – коррупция, пособничество подобным «инвесторам», желание быстрого обогащения за счет государства. Наблюдая за всем происходящим, с каждым днем все труднее гнать от себя мысль о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Вот только успели ли мы забыть? СМ. ТАКЖЕ: «Базар-вокзал» Евгения Червоненко
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|