|
|
НЕ ЗА СТОЛОМ БУДЕТ СКАЗАНО «McDonald’s-Ukraine» опустили до уровня унитаза «Макдональдс» в Киеве дискредитируют, как Ющенко в Донецке – биг-бордами. А кого дискредитирует сам «Макдональдс» закрытыми туалетами? В киевском офисе компании демонстрируют бодрость и отсутствие смущения. И это правильно, по-своему. Если в темном переулке вас обложили трехэтажным приветствием, то есть резон сделать вид, что это обратились к кому-то иному. При этом сотрудники компании пытаются убедить, что не только внешних проблем, но и, тем более, внутренних неурядиц у «Макдональдса» в Киеве нет. Однако, «Обком» им в этом убедить не удалось. Впрочем, по порядку. О «Жертвах «швидкої їжи» и непроизвольных ассоциациях Пару недель назад на улицах и площадях Киева прорезались новые веяния в щитовой рекламе. Повсеместно и сразу, как дождевые черви после дождя, появились биг-борды огромных размеров и двух модификаций. Оба варианта посвящены рекламе медпрепарата «Лактовит-Форте», который «борется за здоровье вашего кишечника» при содействии огромной армии – «120 000 000 лактобактерий». Уже само количество этих отважных бактерий способно вызвать головокружение у некоторых чересчур впечатлительных особ, кажется, что у тебя внутри разыгрывается операция «Буря в пустыне». Получается почти по Довлатову, который рассказал, как один студент довел уважаемого профессора Макагоненко до обморока. Когда старенький классик советского литературоведения в очередной раз выпил в аудитории таблетку, некий оболтус задал ему соболезнующий вопрос: «Профессор, а вдруг они не тают, таблетки эти? А так и складываются в животе горкой, складываются, одна за другой?» После чего профессору стало дурно…
Но кроме рекламируемого препарата, оба варианта биг-бордов объединяют и еще некоторые элементы стиля. На одном изображен унитаз, над которым нависает перевернутая и закругленная буква М, стилизованная под фирменный знак фирмы «McDonald’s» и напряженный человеческий зад одновременно. На других биг-бордах (см. фото выше) на том же унитазе восседает прикрытый газетой рисованный человечек в клоунских туфлях, что опять-таки отсылает к известному макдональдскому талисману-клоуну. В общем, уточняющий слоган о «Жертвах «швидкої їжи» на плакате предназначен, очевидно, только для тех, кто еще ни разу в «Макдональдсе» не побывал. Для всех же остальных суть ясна: высаживать внутри себя десант из 120 миллионов спасительных бактерий придется после посещения некоего подозрительного заведения общепита. После приготовленных в домашних условиях деликатесов, вроде вермишели по-флотски, желудку эти войска «Лактовита-Форте» не потребуются, сам справится. Но примечателен не только сам «креатив», но и места размещения этой «щитовой полиграфии». Например, один мы обнаружили на Ленинградской площади – то есть, в непосредственной близости около одного из киевских «макдональдсов». В который уже раз в старой, новой и теперь уже «новейшей» истории «Обкома» приходится цитировать телемента Казанову: «Совпадения, деточка, бывают только в мексиканских сериалах». Нетрудно узреть в этих милых рекламных изысках все признаки деяний, подпадающих под действие Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», особенно статей из 2-й главы данного Закона - «Hепpавомipне викоpистання дiлової pепутацiї господаpюючого суб'єкта (пiдпpиємця)» или же статьи 8 из следующего раздела – «Дискредитацiя господарюючого суб'єкта (пiдприємця)». Или же статья 10, особо показательно названная: «Схилення до бойкоту господарюючого суб'єкта (пiдприємця)». Разумеется, мы попытались выяснить, кто ж это на такой «букет» напроказил. Но, увы, позвонив по телефону рекламной фирмы, указанной на биг-борде, мы услышали: «Номер телефона изменен». Интрига, таким образом, обострилась еще больше. Вспомнилась некая донецкая фирма «Плазма», на щитах которой 31 октября некие злодеи разместили изображение Виктора Ющенко в нацисткой атрибутике, и которая тоже не сразу поспешила предстать перед общественностью с соответствующими объяснениями. Пришлось звонить в «McDonald’s-Ukraine». И не «фаст-фуд». И не «фаст-дринк». А «фаст-сервис». С ускорением ПиАр-менеджер киевского «Макдональдса» Михаил Шуранов общался с нами не единожды, но с одной фразы не сбился ни разу: «Эта реклама нас не касается, потому что «Макдональдс» не имеет никакого отношения к «быстрой еде». Мы предлагаем нашим клиентам качественную еду и быстрое обслуживание». На попытку пробудить эмоции и добиться более полного ответа по интересующей нас проблеме («Кто посмел ехидничать над уважаемой фирмой? А кого подозреваете? Что Вы собираетесь делать? Будете обращаться в Антимонопольный комитет и вообще как-то реагировать?») в ответ шла еще одна «домашняя заготовка»: «Мы высказали позицию нашей фирмы», то есть, это безобразие – не по тому адресу. Ну что ж, «корпоративная культура», слышали, понимаем. Но кое-что интересное мы все же узнали. Статистика достижений «Макдональдса» в Украине впечатляет. 52 ресторана в 16 городах, в Киеве – 19; с 1997 года макдональдовскими деликатесами в Украине успели насладиться 170 миллионов посетителей (искренне надеемся, что эту цифру сочинители очередных биг-бордов не привяжут к статистике убыли населения за тот же период). «Макдональдс» не превратился в «фаст-дринк», хотя попытки с продажей пива предпринимались, но, как сказал г-н Шуранов, маркетинговые исследования показали, что их рестораны как-то не ассоциируются у народа с пивом. Тут мы снова попытались зацепиться: «А с бактериями или унитазом не будут Вас ассоциировать, не боитесь?» - но уперлись в ту же крепость из двух упомянутых выше фраз. На будущее у «McDonald’s-Ukraine» обширные планы, но они пока не конкретизируются. Но тут проскочило такое признание: в этом году 2 миллиона долларов направленно на подготовку новых площадок для ресторанов и на реконструкцию старых. …При слове «реконструкция» мы «болезненно застонали», как подписанты Сухаревской конвенции в «Золотом теленке» при словах «Мелитополь» и «Бобруйск», которые считались высококультурными городами… Нарисованный унитаз не заменит настоящий 9 Мая, набегавшись по своим журналистским делам до изнеможения, корреспондент «Обкома» заскочила перекусить в ресторан «Макдональдс», что у метро «Лукьяновская» (не самая окраина столицы, заметьте). Естественную потребность вымыть руки перед едой удовлетворить не получилось: оба туалета, в «предбанниках» которых были и умывальники, оказались закрытыми на реконструкцию. Девчушка-официантка на выраженное недоумение изумилась в ответ не меньше: - А мы ж Вам вилочку дадим! - Девушка, мне руки вымыть надо! Салфетки у вас есть? - Конечно, мы Вам салфетки дадим! - Влажные? - Нет… обычные… сухие… - ??!! Пришлось добираться «степ бай степ» до менеджера. Милая дама рассказала, что уже несколько дней туалеты закрыты на «реконструкцию». Так умывальники бы оставили, вас же санстанция замордует, вы ж людей кормите! А детей еще и к культуре потребления приучаете! – поражалась наш корреспондент. Понимаете, призналась менеджер, некоторые наши клиенты, после того как туалеты закрыли на «реконструкцию», в качестве унитаза догадались использовать раковины умывальников. Пришлось и к ним закрыть доступ… Когда мы рассказали эту красочную историю г-ну Шуранову в прошедшую пятницу, 14 мая, он изумился не меньше нашего и даже заявил, что мол, «позволю себе усомниться в вашем рассказе». Чтобы мы не сомневались в обоснованности его сомнений, ПиАр-менеджер «Макдональдса» поведал нам такие вещи. Первое: чистота входит в число 4-х базовых элементов, на которых покоится «философия» компании. А именно: «Чистота, качественное обслуживание, качественная продукция и доступность цен». Мало того, продолжал развеивать наши галлюцинации г-н Шуранов, украинский «Макдональдс» даже чего-то там выиграл в Европе – как раз в категории «чистота» (или что-то в таком духе). Достижения, спору нет, впечатляют. Но не убеждают. Поэтому сразу после разговора с г-ном Шурановым мы в ту же пятницу вновь посетили злосчастное заведение на Лукьяновке. После первой нашей безуспешной попытки умыться прошла почти неделя. Оба туалета и оба умывальника оказались закрытыми. На реконструкцию. Публика кушает, «пудовые» двойные гамбургеры на вилки не нанизывает, детишки лезут пальцами в рот… Европа, короче, сплошь и рядом. Тут впору согласиться с еще одним тезисом г-на Шуранова, когда он объяснял, почему «бактериальные» биг-борды к ним никак не относятся. Нам было заявлено: «Мы фаст-сервис, то есть быстро обслуживаем, а наши клиенты едят с той скоростью, с какой им удобно». Да уж, скорость имеет значение при проведении досуга в «лукьяновских» условиях (мы не легендарное СИЗО имеем в виду, а ресторан «Макдональдс»). Поели, дорогие посетители? Не задерживайтесь, туалет не работает. Тут ресторан быстрого обслуживания переходит в категорию заведения быстрого самообслуживания - с ускорением в ближайшие кусты. Мы принялись пугать г-на Шуранова санстанцией. Что ж вы делаете, закроют вас, штрафанут, репутацию подорвут не хуже склада в том же Мелитополе! Но нас быстро «успокоили». Оказывается, существует некое инструктивное письмо Министерства экономики Украины, позволяющее обходится ресторанам «Макдональдс» без туалетов. Потому что, оказывается, этот тип заведений может обслуживать людей и при отсутствии унитазов общего пользования. Почему это? – изумились мы, выросшие, как уже указывалось, при социализме, но уже привыкшие за последние годы жить с элементами буржуазного разложения. Оказывается, согласно этому письму Минэкономики, «Макдональдс» не только не «фаст-фуд», но и не ресторан вовсе! И не кафе. А проходит по категории «закусочные»… Тут нам стало совсем скучно, имидж почтенной компании скукоживался без всяких нарисованных клоунов на унитазе. Веселила лишь новая ассоциация: «Закусочная» - хорошо хоть не «забегаловка». С туалетами разобрались. Но вот в отсутствие умывальников в лукьяновском «Макдональдсе» г-н Шуранов по-прежнему отказывался верить. Но «позицию» (видимо, свою личную, а не корпоративную) выразил так. То, что наши люди могут при известных обстоятельствах легко нагадить в умывальник, он верит: «Не все наши клиенты, как бы это выразиться, наши клиенты. Вы, надеюсь, понимаете, о чем я?» Но вот в то, что при таких «не наших» клиентах и при закрытом туалете умывальник постигнет неизбежная участь быть запертым наглухо, - вот в это г-н Шуранов верить отказывается. Наверное, и высшее руководство «McDonald’s-Ukraine» пребывает в этом блаженном заблуждении до сих пор. Так все же: «Ноу проблемс?» В начале века у «Макдональдса», чуть ли не самого звучного иностранного инвестора, забредшего в Украину, были отмечены первые недоразумения с властями, которые тогда ох как громко кричали о потребностях в иностранном капитале. Мэр Киева Омельченко затеял тогда реконструкцию Севастопольской площади, и на долгое время расположенный там ресторан «Макдональдс» ощутил все прелести масштабной стройки. Руководство «McDonald’s-Ukraine» было возмутилось: как так, не было в соответствующем договоре пункта о том, что затяжная стройка расположится под боком у ресторана и открытых площадок для посетителей. Но Сан Саныч показал, что далек от идолопоклонства перед чужаками. Отповедь дал в том смысле, что, мол, не нравятся вам наши бульдозеры с экскаваторами – катитесь отсюда. Хорошо хоть братьями Кличко не начал стращать дерзких иностранцев. В общем, ситуация утихла, инвесторы «переморгали»… Прошли считанные годы с момента появления первого «Макдональдса» в Украине. Когда местные бизнесмены разобрались, что хорошо кормить украинский народ – это всегда беспроигрышное дело, то конкуренция «Макдональдсу» возросла неимоверно. Особенно – в центре Киева. Так, по данным Главного управления потребительского рынка и торговли Киевской горгосадминистрации, в столице нынче работает 118 заведений быстрого питания на десять с половиной тысяч посадочных мест. А вообще в Киеве 2370 объектов ресторанного хозяйствования, способных одновременно обслуживать почти 138 тысяч посетителей. Таких мощностей вполне достаточно, считают чиновники: «Если сеть развивать, то это следует делать преимущественно на удаленных «массивах». В центре таким заведениям уже тесно». Но в том-то и дело, что из центра новый общепит и пинками не выгонишь и все эти заведения, полюбившиеся киевлянам и гостям столицы («Два гуся», «Швидко», «Домашняя кухня», «Пузата хата» и пр.) центральной частью города дорожат чрезвычайно. А тут еще и россияне собираются удивить киевлян чудесами своей кулинарии и опровергнуть слова из гоголевской повести, что «москали с тараканами даже щи едят». А эта страна «политтехнологов» и прочих магов по ПиАР-акциям может удивить расслабившихся местных конкурентов разными сюрпризами. Мы, конечно, ни на чем не настаиваем, поскольку плакаты с миллионами лечебных бактерий «Макдональдс» вроде бы не насторожили. Да и клиенты, глядишь, привыкнут к тому, что в ресторанах негде руки помыть. Но вот совпадения… те самые, которые не из «мыльных опер». Почти одновременно с появлением в Киеве указанных рекламных щитов, а именно – 16 апреля 2004 года, Дарницкий суд столицы принял решение по делу, которое длилось около года. И тоже имеющее отношение к «неправильной» рекламе. Рассматривался иск киевлянина Виталия Шикоряка, который обвинил «Макдональдс» в использовании фото его сына в рекламных материалах без согласия родителей. Дело «Макдональдс» проиграл. Придется платить 50 тысяч гривень. Но не в деньгах горе. Проиграл почему-то именно сейчас.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|