20 августа


20:21

Спрос жителей Крыма на украинские паспорта существенно возрос

16:05

Возобновляется газоснабжение Авдеевки

14:35

«Выборы» главарей ОРДЛО отменили из Москвы

14:15

Убитый под мэрией Харькова стрелок был пьян

12:18

Приватизацію «Державної продовольчо-зернової корпорації» скасовано: китайці не забули про 1,5 млрд доларів

11:41

У ИСД отобрали завод в России

07:59

Скоєно напад на мерію Харкова: загинув поліцейський, поранено охоронця, нападника ліквідовано

07:29

Доба ООС: 20 обстрілів, втрат немає

19 августа


18:12

Прем'єр Гройсман анонсував прем’єру кінострічки про Петлюру

14:33

Возле офиса Укравтодора провалилась проезжая часть (фото)

12:41

Берлинские переговоры про «минские договоренности»: Меркель и Путин «сверяли часы». Три часа стрелки крутили

07:57

Доба ООС: двоє українських військовослужбовців загинули, ще двох поранено

18 августа


11:26

Син голови СБУ став заступником прокурора Полтавської області

10:44

Это не сезон, а «катастрофа и эпидемия»: в Крыму детей подстерегают менингит, вирусы и клещи

08:33

Доба ООС: поранено ще двох українських військовослужбовців

17 августа


21:58

США передали Україні ще дві станції контрбатарейної боротьби (фото)

21:20

«Ф#сека»: директор «Зари» не вполне цензурно оскорбил главного тренера «Шахтера»

20:53

Крымчане об отдыхающих на оккупированном полуострове россиянах: «Это жадные варвары»

20:29

Затримали ще двох підозрюваних у нападі на Гандзюк

20:06

Більше року тортур, погрози кинути «на підвал» маму… Потвори «руського миру» змусили Стаса Асєєва оговорити себе на камеру російського ТБ

18:43

Родичі судді-безхатченка, який закрив справу Кернеса, стали власниками квартир та люксових авто

18:26

Киевлян и переселенцев из зоны боевых действий просят не пугаться артиллерийских залпов

17:58

Під Одесою випробували крилаті ракети для оборони Азовського узбережжя

14:39

Уряд скористався відсутністю Гройсмана

13:28

НКРЭКУ упразднит формулу «Роттердам+»

13:06

Омелян призначив Смілянського гендиректором «Укрпошти»

13:02

Сьогодні з СІЗО в Херсонській області звільнять «довірену особу» Путіна

08:49

После бунта «торнадовцев» в Лукьяновском СИЗО сменилось начальство

07:49

В оккупированной Ялте пляжный сезон уже закрыт: из канализации в море попало много чего-то «необычного»

07:21

Доба ООС: бойовики знов застосували «Град»

ОБКОМ-WEEKEND

О «Браме»

Возьмем на себя наглость утверждать, что украинский кинематограф находится на верном пути, точнее, конечно, - движется по этому пути. Для кого-то (пусть это будут условно «оптимисты») данное абстрактное утверждение покажется банальным, для кого-то (обзовем их «пессимистами») – совершенно необоснованным, «фантастическим».


«Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что художественное произведение составляет одно целое, потому что в нем действуют одни и те же лица, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо».

(Лев Толстой, «Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана», 1893)

К высказыванию Л. Толстого мы еще вернемся, а пока выскажемся сами. О целой череде шумных («распиаренных») кинопроектов последнего десятилетия и о степени их удачности мы упомянем позже «пунктиром» - потому что они, даже самые провальные и разочаровавшие, обманувшие ожидания, сформировали устойчивую тенденцию. Но все же сначала – о премьере этих дней, о фильме «Брама».

Итак, есть украинская «школа» кинематографа, без сомнения, со всеми ее традициями, достижениями и пороками. И новыми приобретениями: например, украинская «озвучка» иностранных фильмов и телесериалов (классический пример – «Альф»). За несколько лет не только наглухо забылись истерические вопли насчет того, что «народ в кино не пойдет, народ мову не поймет», но и сформировалось (обоснованное) убеждение, что украинцы озвучивают, допустим, Голливуд, лучше россиян. И причины тому тоже есть: дубляж некоторое время служил едва ли не единственным стабильным способом заработка наших артистов (аналогия – «уход» многих советских поэтов в «переводчики» в мутное время «построения социализма-коммунизма»). То есть, украинский кинематограф исторически – ну никак не «Таджикфильм», а что касается современности… Поинтересуйтесь, как обстоят дела с кино у соседей - в бесконечно стабильном царстве Лукашенко со знаменитой когда-то студией «Беларусьфильм», в частности, на каком языке там демонстрируется та же американская или европейская кинопродукция, да и собственно белорусская.

В «Браме» - изобилие диалогов и не без монологов. Диалог двух героинь, переходящий в ссору с элементами брани и открывает историю. Понятно, что как в «Бешеных псах» или «Криминальном чтиве» (или как «монолог в вагоне» Алексея Петренко в дебюте «20 дней без войны» Германа) не у всех получается. Но – люди учатся писать диалоги. И уже давно не встретишь тех бредовых, проникнутых аллегоризмом «кодекса соцреализма» бесед в духе Олеся Гончара (посмотрите при случае «Абитуриентку», снятую в 1973 г. про его сценарию, послушайте диалоги – ужаснетесь, несмотря на прекрасную песню Майбороды-Малышко). Учатся их адаптировать, учатся их играть и снимать. Хотя пока еще неважно их монтируют. Вот просто трудно объяснить начальные кадры «Брамы»: нагнетание тревоги показом «по возрастающей» (заяц – волк - медведь) зверей, одичавших на руинах в Чернобыльской зоне отчуждения, а потом – «выяснение отношений» между старой матерью и уже немолодой дочерью: долго, на одном тоне, статично… Почему бы не «перебить» мало что «несущую» перебранку двух женщин показом тех же животных? Но то, наверное, мелочи.

Нам показалось, что в целом фильм можно домонтировать с почти 2 часов до полутора. Но и этому «перебору» есть объяснение: авторы «Брамы» явно пытаются понять, кто целевая аудитория фильма? Нащупать ее, - если она вообще имеется, - добавим от себя, ибо сегодня на дневном сеансе в зале присутствовало ровно 5 человек - с учетом автора этих заметок (не беремся судить, почему в премьерную неделю «Браму» по будням в ближайшем многозальном кинотеатре демонстрировали по три раза, два из которых – в удобное время, а на выходных сократили сеансы до двух – и передвинули их на не удобное для посещения время, когда вообще во всех залах пусто).

И первая фраза ленты – «Кляті москалі!», которую произносит в лесной глухомани вблизи безлюдного города Припять старушка, сыгранная Ирмой Витовской, – из того же разряда. Часть публики наверняка будет ждать, когда эта старуха – виртуозный, хладнокровный киллер – «замочит», наконец-то, какого-нибудь «москаля». Однако, эта тема лишь устно обозначена в дальнейшем (всплывая в монологе главной героини – Голодомор, Чернобыль, Горбачев), а старушка убивает лишь немецких оккупантов (в годы Второй мировой), да «своих» - судью с сыном и участкового мента.

Мы не намерены пересказывать сюжет и давать оценку игре актеров. Но один момент все же позволим себе указать. Актер, сыгравший взрослого, с серьезными умственными проблемами внука главной героини, совершенно напрасно решил передразнивать Эдварда Нортона, сыгравшего прикидывающегося дурачком персонажа в «Медвежатнике» («The Score»). Просто вот не нужно было так время от времени задирать рот: у внука в «Браме» и без того достаточно дурные глаза и соответствующие его болезни речи и поведение.

В «Браме» вообще достаточно реминисценций и цитат, прежде всего – из «Сталкера» Тарковского: «зона», забредающие в нее порой туристы-«сталкеры», больной ребенок… рука героини, которая «тянется и тянется» к руке внука над всяким мусором – точь-в-точь как в знаменитом «тарковском» фрагменте с водой и лежащими на дне предметами. Но вот что удивительно! Эти цитаты из знаменитого фильма кажутся в «Браме» куда более органичными, нежели звучащие в самом «оригинале» цитаты из «Дао дэ цзин», «Апокалипсиса» или стихотворение про «только этого мало» Тарковского-старшего.

Да и вообще, в «Браме» хватает удачных мизансцен (разговор супругов ночью 26 апреля 1986-го) и деталей (фашистский аккордеон, советский орден, старинный транзистор); финальные титры смотришь не отрываясь, потому что параллельно идет эпилог: выжившие и умершие персонажи рассказывают о том, «что было дальше» (и история убитого участкового – самая шикарная, а поездка умерших бабушки и внука в киевском метро заставляет остаться в кресле и после того, как в зале загорелся свет)… Весь сюжет, при желании, вполне может быть пересказан в основных терминах учения Сковороды: три мира (макрокосм как вселенское зло, для нас, смертных - вечное, а стало быть – символичное, внутреннее - «микрокосмическое», выражающееся в «социальном»), «две натуры», призвание («сродный труд»). У главной героини призвание в том, чтобы быть «здесь» при любых, самых ужасных, обстоятельствах (война, голод, авария на ЧАЭС), а у того же мента «призвание» выродилось в профессию и трагически явно разошлось с его натурой…

Но мы уже мы подошли к главному, о чем хотелось бы сказать по поводу увиденного, - и не только в «Браме».

БЛАГОДАТНЫЙ МАТЕРИАЛ БЕЗ ИСКУСНОЙ ОГРАНКИ

Шедевр Тарковского создавался в муках, в застойнейшем 1979 году, который увенчало вторжение советских войск в Афганистан. Фильм-притча, фантастический, да еще и на «зарубежной» почве. В «Браме» ничего этого не нужно – все уже есть в реальности. И элементы «фантастики» (точнее - мистики) – лишь требование реалистичного художественного замысла, а не желание как-то прикрыться от цензуры. Потому что материала – полно, и выбирать любой тебе никто не запрещает.

В этом интересующем нас аспекте наметим такие вехи.

2012 год. Главное кинособытие в Украине - «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». Основанная на реальных фактах история об украинском летчике, Герое Советского Союза, бежавшего из фашистского плена и в итоге ставшим в Канаде вождем индейского племени!

Но создатели фильма так испохабили эту роскошную фабулу, что и нарочно хуже не сделаешь.

2013 год (премьера – осень 2014). «Поводир». История - опять-таки на документальной основе – об уничтожении «советами» украинских бандуристов «как класса».

Осень 14-го. Позади уже оккупация Крыма, «русская весна», Иловайск… «Поводир» коммерчески успешен. Зрительные залы в слезах, аплодисменты и выкрики… Но на экране – «красивенько» состряпанная вопиющая халтура… Авторы слогана на афише фильма, видимо, очень деликатные, предупредительные люди: право же, стоило бы «закрыть глаза» уже во время сеанса.

Уже более поздний «Червоний», обладая куда бОльшими достоинствами все же в той же канве – историко-документальной.

В 2017 появились «Киборги» - современность стала объектом внимания кинематографистов. Обсуждать даже хорошие фильмы о текущей войне – выше наших сил. Отметим лишь, что даже тему текущей войны можно подать в самом извращенном виде (о примере, правда, «телесериальном», но показательном см. «Мыло» для Рината).

В том же 2017 на экраны вышла комедия «DZIDZIO Контрабас». Тоже успешная в коммерческом плане.

Казалось бы, этот успех был предопределен уже самой фабулой авантюрно-криминальной картины. И верно, смотришь и вновь не можешь понять, как же так, ребята?!.. Ведь все было для того, чтобы фильм вышел не хуже, чем, допустим, у Кустурицы, да еще и с мотивами веселых гоголевских «ужастиков» - а вы просто загубили почти все на корню… такое впечатление, что не только персонажи фильма изо всех сил спешили прокрутить свои делишки, постоянно боясь не успеть к сроку, но и создатели фильма куда-то спешили сломя голову, отмахиваясь от проблем: «А… и так сойдет, погнали дальше!..»

О «Браме» мы уже сказали достаточно в этом аспекте: исходный материал – «под ногами», под Киевом; прочие реалии – современны до злободневности; несмотря на сугубо сельский антураж - никакой «шароварщины»; трагично – но без нажима «на слезу», чем отличился тот же «Поводир», «кляті москалі» прозвучало в самом начале – но никаких ссылок на войну и оккупацию… они «кляті» как данность, задолго до 2014 года.

Но именно новый взгляд на мир, не особо характерный до недавних пор для нашего кино, взгляд жесткий, пусть отчасти и сентиментальный, но уже без иллюзий - он продиктован событиями последних четырех с половиной лет. Иначе просто быть не могло.

Вернемся к оборванной нами цитате из Толстого: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытно-нравственного отношения автора к предмету». В эпоху «пост-постмодернизма» и массового цинизма эти слова могут показаться безнадежной архаикой. Но если речь не об одном авторе (коллективе), а о нескольких, в нашем случае – украинском кинематографе в целом – то о таком «единстве самобытно-нравственного отношения к предмету» - еще можно говорить.

Именно к такому единству, как нам кажется, движутся украинские кинематографисты (и деятели культуры в целом – без «гуманитарного» вице-премьера Кириленко, разумеется) – пусть и не без огрехов, но верным курсом.

И тогда даже посмертная поездка героев «Брамы» в обычном вагоне киевского метро – в том же направлении. К реализму высшей степени.

P.S.

В конце июля случилась еще одна «премьера» полумистического свойства: кум кремлевского упыря Витя Медведчук выполз откуда-то, отряхнул паутину с перхоти и объявил, что вступает в партию «Мура» Мураева/Рабиновича, где уже пребывает такой экспонат, как Шуфрич. Разумеется, Медведчук как тот зомби – не меняется, потому сразу и заявил: что «восстановление отношений с Российской Федерацией и странами СНГ» – это его «ключевые задачи».

Но нам представляется, что Витёк залежался окончательно, и «калинку-малинку» он будет исполнять или в одиночестве, или веселя своего обезумевшего кума в «закоптелой» бревенчатой баньке, где «по всем углам пауки» (как представлял себе вечность один из персонажей Достоевского).


Грюнвальд САНДЕЦКИС

Версия для печати  Версия для печати

05 Августа 2018 21:58


 

 

Якій з цих фільмів, що були відібрані українським Оскарівським комітетом, найбільш заслуговує «Оскару»?

«Брама» Володимира Тихого (2)

«Вулкан» Романа Бондарчука (0)

«Донбас» Сергія Лозниці (2)

«Кіборги» Ахтема Сеітаблаєва (18)

«Коли падають дерева» Марисі Нікітюк (0)

«Міф» Леоніда Кантера та Івана Яснія (4)

Жодного з цих фільмів не бачив (14)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: