|
|
КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ Третье затопление черноморской эскадры России Черноморский флот РФ: поход от музея мореплавания к банальному PR-агентству. Наши записные патриоты, предпочитающие проявлять свой патриотизм в стенах Верховной Рады или на майданах, но отнюдь не при принятии конкретных решений в финансово-экономической сфере, изначально (с момента обретения Украиной независимости) и до сих пор расценивают пребывания Черноморского флота РФ в Крыму как одно из тягчайших проявлений экспансии Москвы, направленной против нашей государственной независимости и территориальной целостности. Лучше бы эти господа проявляли свой патриотизм в другой области, например, в сфере энергетической безопасности страны… Короче, мы решили испортить этим радетелям их вечный 15-летний кайф и показать, опираясь на данные «повешенной достоверности», что не так страшен черноморский черт, как его малюют. Итак, на 1 января 2006 года общая численность личного состава ЧФ РФ, вольготно расположившегося на украинских берегах, составляет порядка 13,5 тысяч человек (на 23 августа эта цифра может, разумеется, несколько отличаться, но, во-первых, не намного, а, во-вторых, не факт что в сторону увеличения). Порядка 1 600 российских военнослужащих из числа этих морячков составляет морская пехота, то есть - экспедиционные силы с комплектом посадочно-высадочных средств и силами доставки (БДК и МДК). А вообще-то, согласно украинско-российскому договору, таких «отдыхающих» у нас может числиться около 40 тысяч человек. Но почему-то не «числятся» - то ли российская демография подкачала, то ли жаль россиянам мариновать «пушечное мясо» в курортных условиях – есть же иные нерешенные задачи по «наведению конституционного порядка». Кроме того, из 43 штатных кораблей ЧФ, входящих ныне в его реестр боевого состава, 35 околачиваются именно возле украинских причалов (то есть, более 2/3 флота), ежедневно демонстрируя всем заинтересованным и незаинтересованным лицам в Крыму косой Андреевский крест на своих флагштоках. Плюс морская авиационная группа из 22 боевых самолетов и вертолетов наземного базирования. На вооружении ЧФ имеются ракетные комплексы берегового базирования, полная номенклатура морского авиационного вооружения, включая тяжелые противокорабельные ракеты дальнего радиуса действия (на Су-24), а так же ракетно-артиллерийское вооружение 3-4 поколений. Казалось бы мощь и сила, краса и гордость российского флота, тяжелая дубина Кремля в Черноморской акватории!.. Но при более детальном изучении этого дреколья оказывается, что все страхи и переживания наших «патриотов» по поводу дикого оскала российского шовинизма и империализма в Крыму сильно преувеличены. Если подходить к оценке Черноморского флота РФ исключительно с точки зрения военной, то, несомненно, он в высшей мере «ограниченно боеспособен». Другими словами, его военная ценность сегодня близка к нулю и продолжает стремиться к таковому. Более того, по оценке военных специалистов из недр украинских Минобороны и Генштаба, оперативные возможности этой так называемой группировки сильно ограничены целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, в акватории закрытого характера, коей несомненно является Черное море (ну не сложилось в свое время у Российской империи с проливами и водружением креста на куполе Айя-Софии), эффективные действия флота возможны только в одном случае – при его тесном взаимодействии с группировками наземных войск, а также при солидной воздушной поддержке. К великому сожалению россиян и нашему везению, оба этих фактора, применимо к ЧФ никоим образом не выдерживаются. Основные группировки сухопутных войск ВС РФ на нынешнем этапе сосредоточены на значительном удалении от гипотетических районов развертывания Черноморского флота, за сотни километров (и в случае чего быстро «помочь» ему не смогут), к тому же их вооружение и оснащение делают эту задачу вообще маловыполнимой. Авиационная составляющая ЧФ представляет собой на сегодняшний день сильно «кастрированный» разнотипный авиаполк, - от исчерпавших свой ресурс вертолетов типа Ми-8 и Ми-17 до ударных самолетов типа Су-24, - уже давно не действовавших «вместе с флотом». К тому же, силы и средства ПВО самого флота обеспечивают ему исключительно самооборону. И то только на переходах. Без «содействия» украинской системы ПВО, а это преимущественно тактическая группа «Крым», российский Черноморский флот в базах и местах дислокации основных сил практически беззащитен перед массированными ракетно-бомбовыми ударами . Именно поэтому командование украинских Воздушных сил постоянно испытывает на себе своеобразный пресс российских коллег, предлагающих втянуть Украину в разнообразные схемы «совместной защиты Крыма» (читай - дайте вашу ПВО для нашего флота, естественно, за бесплатно). Во-вторых, по своему боевому составу российский Черноморский флот скорее можно с полным основанием считать музеем мореплавания, а не громко именовать «оперативным объединением флота», как любят делать россияне в своих полуофициальных документах. Большинство боевых единиц ЧФ начали свою «героическую» жизнь в далекие 70-е, а то и 60-е годы прошлого столетия. В том числе и флагман ЧФ - крейсер «Москва», спущенный на воду в 1979 году (экипаж появился на нем лишь в 1982 г.), «модернизированный» в 1999 году и пребывающий ныне в составе флота «критические» 24 года. С другими кораблями ЧФ дела обстоят так же не лучшим образом. Например, ракетный корабль «Самум», который черноморцы любят демонстрировать заезжающим российским «думцам», пребывает «в рядах» больше 15 лет, а единственная боеспособная подводная лодка ЧФ «Алроса» – все 16 лет. Ко всему прочему, российский флот в Черном море постепенно ужимается «по естественным причинам». За время его пребывания под Андреевским стягом, с 1991 года, когда, между прочим, вопрос «по флоту» еще не был решен двумя государствами, «на иголки» (то есть на слом) пошло 84(!) крупных военных корабля (от крейсеров до сторожевых кораблей и подводных лодок. Так что, «если завтра война», ЧФ придется атаковать и отбиваться весьма устаревшим оборудованием… Вооружение ЧФ хотя и сегодня выглядит достаточно внушительно, но морально и физически устарело «до бескрайности». Все эти «Граниты» и «Базальты», противокорабельные авиационные ракеты, артустановки на кораблях требуют если не модернизации, то очень серьезных восстановительных работ (по оценкам специалистов - до 40-60% полного ремонта). Срок их службы уже исчисляется не одним десятком лет (начиная от 15-17 лет и заканчивая отдельными экземплярами периода Карибского кризиса). К тому же средства связи и управления флота, его электронная начинка не идут ни в какое сравнение даже с флотом Турции. А самое смешное то, что даже установка современного оборудования не помогает (российские морячки с трудом осваивают современную технику). Так, российский эсминец «Пытливый», даже после навешивания на него НАТОвской аппаратуры связи и управления в рамках операции «Совместные усилия», так и не смог более-менее прилично взаимодействовать со своими партнерами (пришлось злокозненным НАТОвцам своих офицеров прописывать на российском корабле). В-третьих, система обеспечения флота при малейшем желании Киева может быть дезорганизована полностью и надолго. Как говорится, надо просто «добавить воды» (перерезав наземные и воздушные пути подвоза и обеспечения). Для Украины это не составит труда, так как потребует минимальных усилий со стороны даже не армии, а ряда других силовых ведомств, а то и не очень силовых. Например, при реальном желании Киева никакие Уставы гарнизонной и караульной службы, а равно как и рык «тов. Иванова» не помогут российским морпехам в гидрографическом обеспечении ЧФ. Может статься так, что отрубленные от света, воды и тепла «в связи с новой ценой на газ» российские маяки потухнут, а подъездные пути и подходы будут заблокированы «Беркутом», например, из Ивано-Франковска (в связи с усилением местной милиции для поимки очередного российского дезертира, сбежавшего с ЧФ-а…). Мы уж не говорим про судоремонтные мощности и обслуживание кораблей. Собственные мощности ЧФ позволяют проводить максимум несколько видов работ из состава среднего ремонта, все остальное зависит от украинской стороны (можем сделать, а можем и нет… милости просим «вкругаля» вдоль Европы на Балтику). Более того, запасы, существующие сегодня на самом ЧФ, «сильно оптимизированы» бурной хозяйственно-экономической деятельностью его командования (по сведениям украинских «компетентных органов», суммы исчисляются десятками миллионов полновесных «зеленых рублей», одного российского адмирала до сих пор ищут так называемые правоохранительные органы днем с огнем). В общем, история «дерибана» Группы советских войск в Германии в период ее вывода из мест постоянной дислокации - далеко не единственный пример проявления «доблести и чести». Другими словами, эти флотские закрома весьма ограничены (можно сказать, разграблены) и позволяют говорить о возможном автономном «отражении бандеровских банд» силами флота на протяжении весьма короткого времени (по разным оценкам НЗ хватит от 3-5 до 15-17 суток). Дальше - плен и бесплатная отработка нанесенного экологического вреда крымской природе на помидорных плантациях в Западной Украине. По мнению спецов из украинского Генштаба, российский ЧФ на сегодняшний день вынужден существенно ограничить круг своих реальных задач. Именно, как выразился один российский флотоводец, «… в силу неодолимых препятствий». В прошлом остались многомесячные «игры в кошки мышки» с 6-м флотом США в Средиземноморье, походы больших отрядов кораблей с экспедиционными силами на борту «к дальним берегам» Африки и Индийского океана. Сегодня действительность иная. Приходится довольствоваться переброской втихаря парочки рот наемников на поддержку сепаратистов в Абхазии да посылкой морпехов в Чечню «для мирного строительства». Даже американо-грузинские шашни «вблизи каспийской нефти» российские морячки сегодня КАЧЕСТВЕННО не в состоянии проследить, а уж тем более им ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ. Того и гляди, придется своих закадычных «абхазских друзей» эвакуировать с побережья. Относительно Украины в недрах ЧФ уже давно действует так называемый «превентивный план». Его первые наработки, благодаря усилиям двух не в меру ретивых капитанов второго ранга, появились в сравнительно недалеком 1994 году как составляющие элементы общего плана «ГРОМ» (расчленения и «возвращения в материнское лоно» отбившейся «Хохляндии»). В свое время российский Генштаб даже дошел до практической детализации этих своих бредовых задумок. Но в связи с тем, что реализация «большого» плана, благодаря советам нескольких трезвомыслящих аналитиков из российского Генштаба и ряда смежных спецслужб (которые пришли к выводу, что «военное решение» украинского вопроса станет началом конца «Третьего Рима», то есть нынешнего московского государства), так и не стала реальностью, план действий непосредственно ЧФ был на протяжении последних 10 лет существенно откорректирован. Если в середине 90-ых в нем преобладали формулировки типа «осуществить захват и блокировку», «с помощью массированных ударов воспрепятствовать переброске» и т. п., то к концу 90-ых зазвучали несколько иные нотки, а само содержание претерпело существенные изменения в сторону «отслеживания военно-политической обстановки». Причины, по которым это произошло, указаны выше. Черноморский флот просто стал терять мощь и силу, превратившись с годами в своеобразную пожарную команду (вывезти парочку грузовиков из Батуми - это он еще может, но развернутся в полную силу вряд ли… Просто топлива не хватит). Но, вместе с тем, ЧФ РФ занимает важное значение в планах укрепления российского влияния в регионе и демонстрации «мускульной массы». Людьми, которые определяют тактику и стратегию российской силовой политики в Черноморско-Каспийском регионе, ЧФ отводится довольно значительное место. Согласно выводам украинских экспертов, на сегодняшний день ЧФ, так сказать, «встроился» во внешнюю политику России по отношению к нашей стране. Более того, с целью координации его действий с разного рода российскими федеральными ведомствами создан некий управленческий центр. А флотская разведка ЧФ работает в Крыму и остальном регионе не только в интересах своего родного военного ведомства, но и с удовольствием выполняет заказы «смежников». Вплоть до организации сезонного «шухера» в Крыму – в пользу российских туристических контор, работающих на рынке Сочи и дальнего зарубежья. В общем, что называется, докатились. Было бы наивным думать, что все эти резвые игры российских морячков на свежем крымском воздухе никого не заинтересуют в нескольких украинских силовых ведомствах. Там очень внимательно присматриваются и прислушиваются к этим забавам «любителей Пикуля с Айвазовским». И пока наши бескорыстные «братья» упиваются своей мощью и влиянием (как же, не дали украинской морской пехоте отремонтировать свой полигон, да еще американских резервистов погнали домой, гип-гип-ура, полная победа!), несколько решительно настроенных украинских генералов решили детально всмотреться в эту разношерстную эскадру. Оказалось, детальная разработка планов по противодействию ЧФ с военной точки зрения много времени и сил не займет. А в случае участия российского ЧФ в информационно-силовых вариантах антиукраинского «выпендрёжа» может быть «локализована» несколькими изящными ходами. Естественно, раскрывать их суть не стОит – даже в честь сегодняшнего праздника Государственного Флага Украины и завтрашнего юбилея Независимости. С праздником, дорогие соотечественники!
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|