|
|
ВЕЧНАЯ «АЗАРОВЩИНА» «Навстречу людям» шагают все те же персонажи О «ликвидации» налоговой милиции, налоговом «новоязе» и равнодушии к законодательству. Вчерашняя пресс-конференция первого заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины Николая Катеринчука, в ходе которой, в частности, зашла речь и о «преобразовании» налоговой милиции, показала истинную цену как предвыборным обещаниям президента Ющенко, так и правительственной программе «Навстречу людям». Несмотря на красивые заверения г-на Катеринчука (предполагается, что налоговая милиция будет заниматься информационно-аналитической и следственно-оперативной работой, а на уровне государства будет создан Департамент налоговых расследований) суть не меняется: налоговая милиция была, есть и остается. Мало ли что обещал кандидат в президенты на Майдане, мало ли что написано в правительственной программе «Назустріч людям» (а там было сказано ясно: «зосередити функціј з адміністрування податків та прирівняних до них платежів у єдиному органі виконавчој влади, зокрема ліквідувати податкову міліцію» - см. «Урядовий кур'єр» от 11.02.2005 N 26), - г-н Катеринчук довел до логического конца идею, которую он открыто озвучил еще в вечернем эфире телекомпании «Эра» 12 мая, заявив, что когда Ющенко обещал ликвидировать налоговую милицию, то он имел в виду вовсе не ликвидацию данного ведомства, а всего лишь избавление его от недостатков времен Азарова. Позволим себе усомниться в том, что продекларированное «реформирование вместо ликвидации» решит «наболевшие» проблемы налогового ведомства. И тому есть более веские основания, нежели желание или нежелание «перемен», исходящее от того или иного деятеля. …Вообще, изучая материалы многочисленных пресс-конференций руководства налоговой службы, вновь и вновь поражаешься столь откровенному игнорированию высокопоставленными налоговиками норм профильного закона. То ли руководители ГНАУ не имеют такой привычки – читать Закон «О государственной налоговой службе в Украине», то ли исполнять нормы этого закона им неинтересно, а потому они пытаются подыскать себе иное занятие. Вот и на пресс-конференции, состоявшейся 5 июля (см. последний номер еженедельника «Бизнес» от 11.07.05), речь шла все больше о «наполнении бюджета». Но в соответствии с законом налоговую службу вовсе не должны интересовать суммы миллионов и миллиардов, поступивших в бюджет. Напомним, что статья 19 Конституции предписывает органам государственной власти и их должностным лицам действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Задачи органов государственной налоговой службы определены статьей 2 уже упомянутого Закона «О государственной налоговой службе в Украине». И надо сказать, что в законе ничего ни о «сборе налогов», ни об «увеличении поступлений» не сказано. Законодатель поставил перед налоговиками задачу «осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей, установленных законодательством». Та же статья закона предусматривает и иные задачи, такие как внесение предложений по усовершенствованию налогового законодательства; принятие нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения; разъяснение налогового законодательства, предотвращение преступлений и правонарушений в сфере налогообложения и т.п. Повторим еще раз: налоговая служба должна заботиться не о том, чтобы в бюджет поступало как можно больше денег, а о том, чтобы налогов и сборов поступало в бюджет ровно столько, сколько положено по закону. Не меньше, но и не больше. К сожалению, публичные заявления, да и фактическая деятельность руководства налоговой службы свидетельствуют о том, что их понимание своих задач явно выходит за рамки норм закона. Конечно, сыпать цифрами, рапортовать о «мобилизованных» миллиардах легче и проще, чем выполнить главную задачу – обеспечить соблюдение законодательства в сфере налогообложения. Но искажение поставленных законом задач неизбежно ведет к нарушению закона. Уже можно смело говорить о такой закономерности: как только руководители налоговой службы начинают говорить о «наполнении бюджета» и «мобилизации средств», их подчиненные начинают новую волну действий, которые «народ-налогоплательщик» справедливо характеризует как «беспредел». И именно необходимостью наполнять бюджет оправдывается фактический отказ от выполнения предвыборного обещания президента Ющенко об упразднении налоговой милиции. А потому украинским предпринимателям следует добиваться запрета использования сумм поступивших в бюджет средств как критерия оценки качества работы налоговой службы. Еще одной вредной привычкой ГНАУ (опять-таки, независимо от того, кто руководит сей почтенной организацией) является выдумывание новых слов. Обычно неологизмы от ГНАУ обозначают очередного врага с которым налоговики с намерены с упоением бороться. При этом уже традиционно эти придуманные слова отсутствуют в законодательстве. В памяти еще свежа широко разрекламированная борьба с «фиктивными фирмами», а нам уже представили новое имя врага – «минимизаторы». Что есть «минимизация» и почему за «минимизацию» следует привлекать к ответственности, уважаемые налоговики разъяснять не спешат. Но в рабочую группу по борьбе с этим неизвестно чем под знамена заместителя Генерального прокурора Украины Т. Корняковой войти готовы. Конечно, есть скучные термины, предусмотренные законом. Вот, например, «уклонение от уплаты налогов». Но обвинение в уклонении от уплаты налогов чревато ответственностью, а «минимизатором» можно объявить кого угодно. Для этого можно использовать еще один неологизм – «налоговая нагрузка». Что с того, что уменьшение налогов в рамках закона нигде в цивилизованном мире не считается предосудительным. Да и украинское законодательство ответственности за минимизацию не предусматривает. Зато слова звучные, - и видимость активной работы создается. Весьма странным с учетом норм статьи 19 Конституции выглядит само создание рабочей группы по борьбе с «минимизацией», да еще во главе с заместителем Генпрокурора. Ведь в соответствии с законом борьба с правонарушениями в сфере налогообложения отнесена компетенции налоговой службы. А в соответствии с Законом Украины «О прокуратуре», прокуратура не должна подменять органы ведомственного управления и контроля. Следовательно, создание такой рабочей группы означает констатацию неспособности налоговой службы решать свои задачи. Но даже некомпетентность налоговиков не является основанием для передачи их функций прокуратуре. Вышеизложенное свидетельствует, что основой причиной многолетнего конфликта между бизнесом и налоговой службой является дурная привычка налоговиков выходить в своей деятельности за установленные законодателем границы. Отсюда очевиден и путь решения. Нужно заставить не только ГНАУ, но и все государственные органы выполнять Конституцию нашей страны действовать исключительно в рамках законов. Игорь ГОЛОВАНЬ, кандидат юридических наук, адвокат, Председатель Адвокатской конторы «Правис» (Донецк)
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|