|
|
РУБИ ШВАРТОВЫ! Активы николаевских судостроителей могут уплыть к россиянам. Или утонуть После принятого и объявленного 11 августа главой Фонда госимущества Украины Михаилом Чечетовым решения разорвать договор купли-продажи с ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» (инвестором ГАКХ «Черноморский судостроительный завод») в Николаеве высадился десант. Об этом опыте «реприватизации» «Обком» уже сообщал вчера. А сегодня события вокруг ЧСЗ приняли весьма экстремальный характер. Возглавляет упомянутый десант некий господин Чуркин, который и является фактически «инвестором» огромного завода – флагмана украинского судостроения. По информации, полученной «Обкомом» от источника, близкого к руководству предприятия, главная цель «делегации» во главе с Чуркиным - вывести активы с ЧСЗ, пользуясь моментом, когда генеральный директор завода уехал с делегацией в Афины на Олимпиаду, а видные государственные чиновники Украины находятся в отпусках. Схема довольно проста: как сообщает наш источник, Чуркин и компания намерены уволить задним числом гендиректора, назначить нужного человека и растащить все, что «шевелится». Как передает николаевский корреспондент «Обкома», фамилия «Чуркин» зазвучала громко в городе весной этого года, хотя история непростых коллизий вокруг ЧСЗ уходит своими корнями еще в лето 2003 года. Итак, по сведениям «Обкома», некое предприятие «Нибулон» в свое время, когда в нашей стране было вообще плохо, а на судостроительных заводах и на ЧСЗ в частности просто худо, покупает Восточную набережную на территории завода под строительство терминала по перевалке зерна. Ту самую набережную, что, по оценке экспертов, не нужна теперь и не пригодится заводу в будущем. После того, как инвестиционный проект, участие в котором приняли партнеры «Нибулона» из Голландии и Канады, был одобрен, появляется письмо председателя Николаевской облгосадминистрации А. Гаркуши, в котором указывается на неизбежные потери экономической мощности завода из-за этого проекта. Скандал вспыхнул нешуточный, и в самый его разгар вдруг и объявился благодетель-спаситель, который стал инвестором ЧСЗ, а именно – некое предприятие «Николаевская малотоннажная верфь», известное разве что органам юстиции, зарегистрировавшим такую организацию и получше более 90% акций предприятия. Спор затоптали, как брошенный окурок. На соглашении двух борющихся «за справедливость» сторон значится еще одна подпись – этого самого господина И.Чуркина, представителя инвестора (сам он якобы есть представителем Черноморской строительной компании, г. Киев). На «праздничной» пресс-конференции, прошедшей в Николаеве весной этого года, сам Чуркин не участвовал: как объяснил городской голова Николаева В. Чайка, г-н Чуркин срочно отбыл для окончательной «доводки» всех спорных вопросов приватизации ЧСЗ с правительством… Российской Федерации. Таким образом, косвенно и подтвердились давно циркулирующие в «городе корабелов» слухи о стоящей за «Николаевской малотоннажной верфью» «крупнотоннажной» российской промышленной группе. Напомним, что недавно специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации потребует от Фонда госимущества расторгнуть договор купли-продажи с инвестором ГАКХ «Черноморский судостроительный завод». Об этом заявила глава этой комиссии Валентина Семенюк. «Прежде всего, хотела бы отметить, что вопрос приватизации ЧСЗ рассматривался на заседании комиссии еще в апреле. Комиссия предупредила тогда ФГИ, что он не проверил финансовые возможности инвестора, который пришел на ЧСЗ», - отметила В.Семенюк. По ее словам, парламентская комиссия взяла на контроль вопрос по ЧСЗ и ФГИ должен расторгнуть договор с инвестором и вернуть предприятие в собственность государства. «Инвестор ЧСЗ не погасил долгов по зарплате, перед бюджетом и юридическими лицами. Не начал выполнять обязательства по модернизации и реконструкции завода», - отметила В.Семенюк. Глава контрольной комиссии заявила, что в порядке контроля потребует от ФГИ выполнить требования комиссии по ЧСЗ. По ее словам, ФГИ взял ответственность за свои действия и обещал, что инвестор выполнит свои обязательства. А следовательно, коль скоро этого не произошло, ФГИ должен исправить ситуацию и расторгнуть договор купли-продажи с инвестором ЧСЗ. В конце июля на заседании Николаевской городской комиссии по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы и погашения ее задолженности в под председательством мэра Николаева Владимира Чайки была рассмотрена ситуация, сложившаяся на ЧСЗ. По информации комиссии, на ГАХК «ЧСЗ» задолженность по зарплате достигла 9,9 миллионов гривен. Да и прочие показатели впечатляют. Так, по информации агентства «Украинские новости», 2003 год Черноморский судостроительный завод (Николаев) закончил с убытком 20,475 млн гривень. В 2003 году доход завода сократился на 16,5% или на 23,912 млн. грн. по сравнению с 2002 годом - до 121,085 млн. гривен. Как сообщил недавно еженедельник «Контракты», в середине июля 150 работников ЧСЗ митинговали у проходной завода, требуя выплаты задолженности по зарплате и отставки гендиректора Вячеслава Полтавцева. Другими требованиями объединенного независимого профсоюза «Солидарность», который организовал митинг, стали пересмотр результатов приватизации завода и расследование прокуратурой фактов расхищения имущества предприятия. Предыдущий митинг с аналогичной «повесткой дня» проходил в апреле. Следует отметить, что ЧСЗ возглавляет список крупнейших должников области по зарплате. Даже через полгода после продажи на конкурсе 90,25% акций ЧСЗ реальный собственник пакета не был известен. Факт покупки огромного холдинга предприятием «Николаевская малотоннажная верфь» (бывшее подразделение ЧСЗ) с годовым оборотом всего в 2 млн грн. оставлял без ответов ряд логичных вопросов у экспертов отрасли: кто стоит за АО «Украинские ценные бумаги», номинальным владельцем НМВ, основной профиль которой - яхтостроение, и каковы их планы? Ответа пришлось ждать долго: ко всему прочему покупатель получил «рассрочку» на выплату денег за пакет, поскольку процесс приватизации ЧСЗ и выплата второй половины стоимости госпакета весьма кстати был заблокирован решением Печерского районного суда Киева по иску двух миноритарных акционеров «Николаевской малотоннажной верфи». Как писали ряд независимых николаевских масс-медиа, ЧСЗ фактически приватизировали два россиянина — удачливые биржевые маклеры братья Чуркины, которых привлек к этому делу довольно известный в Украине бизнесмен Александр Вартанян, «выходец» из группы «Металлургия». Вместе они сумели скупить несколько пакетов акций дочерних предприятий холдинга, а затем и сам ЧСЗ. Однако формально все сделано по закону, и поэтому ФГИ оставалось смиренно ждать, когда же у инвестора появится возможность оплатить весь пакет. В общем, «дождались-дождались, повезло-повезло», как поет несравненный «АукцЫон».
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|